На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бешеная коммуналка в Иркутске

Газета "Народный контроль Сибири"

http://narodcontrol.org/2013/04/06/%D0%B1%D0%B5%D1%88%D0%B5%...

БЕШЕНАЯ КОММУНАЛКА

Posted on 06.04.2013
DSCF0168

Митинг против роста тарифов ЖКХ. Иркутск, площадь у стадиона «Труд», 23 марта 2013 г.

Если либералы что-то и могут гарантировать гражданам, так это неотвратимость наказания за их (граждан)  доверчивость и беспечность. Помните, двадцать лет назад гайдаровцы убеждали народ, что при переходе на оплату 100 % в сфере ЖКХ в наших домах и подъездах будет сплошь евроремонт? В настоящем платим уже более  1000 %, а в подавляющем большинстве подъездов разруха. Говорили и о частных инвестициях, готовых  хлынуть в ЖКХ, как только начнёт хозяйничать невидимая рука рынка. В результате либерального рукоблудства миллиардные инвестиции всё же хлынули, но только в офшоры. А поголовное оприборивание, чтобы меньше платить за потреблённый коммунальный ресурс? Приборы стоят в 95 % домов Иркутска, вся экономия в виде бонусов осела в карманах прохиндеев от коммуналки, а горожане остались с догнивающими сетями и растущими из года в год  поборами.

ПОСТАВИЛ ПРИБОР? ЗАПЛАТИ ДВАЖДЫ!

Почти десять лет коммунальщики и власти всех уровней всеми правдами и неправдами убеждали граждан устанавливать приборы учёта на тепло- и водоснабжение. Миллионы людей по всей стране, затратив немалые средства в расчёте на экономию в будущем, активно взялись за монтаж приборов. Наказание за доверчивость настигло россиян в конце 2012 года. Граждане получили то, что они и заслужили, во всяком случае, по мнению Правительства РФ. А именно: коммунальные счета, в которых появилась оплата так называемых общедомовых нужд. С июня прошлого года страна перешла на новые правила оказания коммунальных услуг. В силу 354-го постановления Правительства РФ, квитанции по квартплате стали включать в себя два пункта: плата за индивидуальное потребление воды и электричества и плата за так называемые общедомовые нужды. Таким образом, наличие в квартирах индивидуальных приборов учёта (ИПУ) вовсе не отменило необходимости оплачивать общедомовой перерасход коммунальных ресурсов.

ПРО ПЬЮЩИХ МЫШЕЙ И СОТНЮ ТОНН КИПЯТКА

Чтобы посмотреть, как это выглядело на практике, воспользуемся начислением по квартире, например, товарища Дубровина А. П., проживающего с семьёй из трёх человек на 57 кв. метрах по улице Карла Либкнехта в Иркутске (управляющая компания «Южное УЖКС»). По показаниям внутриквартирного счётчика горячей воды, собственник потребил 3 кубометра. Но платёж включил в себя дополнительно ещё 4,9 кубометра воды, якобы израсходованных на общие нужды. Допустим, что «нуждой» было мытьё подъезда. В подъезде проживают 20 семей, может ли из этого следовать, что на мытьё подъезда израсходовано почти 100 тонн горячей воды?

Не будем придираться. Допустим, баба Люба израсходовала на мытьё подъезда три ведра кипятка за месяц, что составляет 15-18 литров (в реальности два ведра в течение полугода). Допустим, что остальные 98 тонн 985 литров выпили (замечу, кипятка) мыши. Но как объяснить 4,9 кубометра  общедомовых нужд на водоотведение в ноябре и уже 6675 кубометров в декабре? У мышей в подвале что – санфаянс стоит? Справили нужду, помыли лапы? В подъезде 20 семей, выходит, что в канализацию мимо квартир ушло более 120 тонн стоков? Кто-то скажет: чего мелочиться, ведь 6,6 кубометра стоков это всего 66 рублей. Может, для кого-то из собственников это сущие копейки. Но в городе почти семь миллионов квадратных метров жилья. С помощью нехитрой арифметики приходим к выводу, что только на этом коммунальщики в состоянии «освоить» более 7 миллионов рублей.

В НАШИ КАРМАНЫ ЗАЛЕЗЛИ ТРИЖДЫ

Эксперт, экономист НКС Татьяна Александровна Устинова считает, что в карманы собственников коммунальщики залезли трижды:

– общедомовые нужды всегда были заложены в нормативы коммунальных услуг, размер которых примерно составляет 0,5 куб. м на 1 человека в месяц.  Вывод сделан на основании полученных  расчётов объёмов потребления воды и разделения тарифов на индивидуальное и общедомовое потребление, утверждённых приказом Министерства жилищной политики № 7-мпр. Так, норматив ГВС – 4,26 куб. м – разбит на индивидуальное потребление (3,79 куб. м для 5-этажного дома) и так называемый ОДН (общедомовые нужды). С вступлением в силу 354-го постановления их просто ещё раз  «вынули» и предъявили населению отдельной строкой, но при этом ресурсоснабжающие организации и  УК не  исключили  данные якобы затраты из своих тарифов. 

При наличии общедомового прибора учёта плата за ОДН – это фактически разница между количеством ресурсов, которые дом потребил реально, и ресурсами, которые учли индивидуальные приборы. Раньше эту разницу корректировали один раз в год дополнительными начислениями  – это известная собственникам 13-я квитанция. Практически получается, что потребители коммунальных услуг оплачивают все потери трижды. Во-первых: в норматив по ГВС (140 литров в день) и по ХВС (250 литров)  данные потери заложены изначально. Но при этом, как показывают ИПУ, объём индивидуального потребления на 1 человека на 2 куба по ГВС и 3 куба по ХВС меньше установленных нормативов.  Формируется тариф,  например на ГВС, таким образом: суточная норма потребления  воды на 1 человека – 140 л умножается на 365 дней в году/12 месяцев. Получаем среднемесячное потребление – 4, 26 куб. м.  Кроме того, ресурсоснабжающие организации в тарифы включают все затраты по производству своего ресурса, в том числе и потери за ремонт и  транспортировку.

Во-вторых: в тариф по содержанию управляющие компании (УК) включают расходы на содержание электро- и прочего оборудования  (учитываются «запланированные»  потери). По крупным УК затраты на содержание оборудования заложены с 2010 года в размере  от 3 и более рублей за 1 кв. м. (Западное, Южное, Северное и Восточное управления  ЖКС – см. отчёты УК).

В-третьих: с ноября 2012 года, в соответствии с постановлением № 354, указанные потери включены в платёжку как ОДН.

Основываясь на расчётах, можно говорить о росте расходов на 47,4 % на одного потребителя коммунальных услуг.

ПО СТРАНЕ ПРОКАТИЛАСЬ ВОЛНА ПРОТЕСТОВ

Сложно представить, в какой прогрессии росла бы квартплата и дальше, если бы не волна протестов по стране. Острая ситуация сложилась в Первоуральске. Там 4 ноября горожане вышли на митинг, а 6-го – «ворвались» в городскую администрацию. Местные СМИ обсуждали смерть пенсионерки, которая скончалась, увидев квитанцию по квартплате. На Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровском крае, население массово отказалось оплачивать ОДН полностью или частично, посчитав дополнительные суммы незаконными. Был введён мораторий на ОДН  в Свердловской области. Документ, «замораживающий» новую методику оплаты ОДН по нормативам потребления горячей, холодной воды и водоотведению, в том числе и норматив на общедомовое потребление, приняло Правительство Курганской области.

Власти Иркутской области, руководствуясь инстинктом самосохранения и не желая испытывать судьбу,  в начислениях с нового, 2013-го, года оставили пустой строку ОДН. К слову сказать, незаконно, так как постановление № 354 никто не отменял.

ВЛАСТЬ БОИТСЯ «КОММУНАЛЬНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ

 В конце февраля президент России Владимир Путин неожиданно озаботился проблемой коммунального гнёта своих избирателей и заявил о недопустимости увеличения тарифов более чем на 6 % в год. «Порядок наведите, и как можно быстрее. Понятно? Платёж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым. Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей, или краевых, или областных, да и федеральных, будет соответствующей и будет правильной», – публично заявил Путин 25 февраля. Недовольство президента вызвал рост тарифов на услуги ЖКХ, который, по данным Минрегионразвития, наблюдался с января текущего года в регионах страны.

В СССР РОСЛИ НАДОИ,
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ТАРИФЫ

Попытки властей выполнить требование главы государства и приостановить рост тарифов в сфере ЖКХ оказались безуспешными. Напротив, резкое повышение стоимости коммунальных услуг отмечается всё в новых и новых регионах страны. Этот факт вынужден был констатировать министр регионального развития Игорь Слюняев. Мониторинг, по его словам, показал, что из 49 регионов России фактический рост платы за коммунальные услуги с 1 января 2013 года подтвердился в сорока двух.

Скачок тарифов за отопление был отмечен в 15 регионах. Максимальный рост – в 225 % – в Мурманской области и на Алтае, а также в Челябинской (169 %), Ленинградской (160 %) областях, в Санкт-Петербурге (135 %), Камчатском крае (132 %). Основная причина – увеличение норматива потребления, в первую очередь в связи с переходом к оплате услуги в течение отопительного периода.

В 15 субъектах Федерации произошёл резкий рост стоимости горячего водоснабжения. Наибольший – в Краснодарском крае (150 %), Новосибирской области (142 %) и Еврейской автономной области (132 %). Холодная вода подорожала в 16 регионах, преимущественно из-за пересмотра нормативов. Максимальные значения – в Амурской области (223 %), Карачаево-Черкесии (148 %) и Новосибирской области (143 %).

СОБАКА ЛАЕТ – КАРАВАН ИДЁТ

Заявления в Минрегионразвития о взрывном росте платежей  были опровергнуты отчётом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) за январь-февраль 2013 года.  Полученные ФСТ данные говорят о том, что в 16 регионах зафиксирован рост платы за ЖКУ в феврале 2013-го по отношению к декабрю прошлого года в пределах от 0,1 до 4,5 %, а в 36 регионах она даже снизилась в пределах от 0,1 до 7,7 %. В остальных, говорит глава ФСТ Сергей Новиков, средний уровень платежей граждан за коммунальные услуги сохранился на уровне декабря 2012 года и не превысил 4,5 %. Отчиталось ведомство и по муниципальным образованиям, их насчитывается 17 с половиной тысяч, но лишь в двухстах из них за указанный период был отмечен рост стоимости коммунальных услуг более чем на 10 %. В 16 тысячах муниципальных образований, по утверждению ведомства,  рост платежей и вовсе не наблюдался.

Если допустить, что данные ФСТ соответствуют положению дел, то президент устроил разнос чиновникам за рост тарифов ЖКХ почём зря, а значит, и деньги  потребителям возвращать никто не будет.

КОГО ОБСЛУЖИВАЕТ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ?

Публикация доклада ФСТ стала для слуг народа своеобразным спасательным кругом, после этого в объявленной борьбе с воровством в ЖКХ была поставлена жирная точка. Не пришлось губернаторам ломать голову над тем, как выполнить требование Путина ограничить рост тарифов ЖКХ шестью процентами в год. Родное Правительство в лице Дмитрия Медведева уже всё придумало. Одновременно с ограничением роста тарифов сократятся нормы потребления населением коммунальных ресурсов: воды, тепла и электроэнергии. Будут также введены и социальные нормы.

Лично мне история с «анализом» от Федеральной службы по тарифам мутной не кажется. В попытке разобраться в специфике деятельности этого ведомства ИРОО «Народный контроль» в 2011 году сопроводил два десятка обращений граждан в областную Службу по тарифам (руководитель А. Халиулин). Целью было истребовать в ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» (ИГТСК) архивные данные приборов учёта и произвести соответствующий расчёт для предоставления его в суд, чтобы взыскать неосновательное обогащение (читай – сворованное).

Ответ стал хорошим уроком для граждан и раз и навсегда отвадил потребителей обращаться в государственный орган за помощью. Специалисты службы пришли к выводу, что часть заявителей не то что не может рассчитывать на перерасчёт, но ещё и осталась должна за тепло и воду, о чём они и сообщили в ответах потребителям, а заодно и УК для взыскания.

Создаётся впечатление, что, утверждая  тарифы на электро- и теплоэнергию, областная Служба по тарифам занимается исключительно обслуживанием интересов монополий, таких как ОАО «Иркутскэнерго», являясь при этом и гарантом ежегодного роста прибыли. Лучшее тому подтверждение – отчёты акционеров «Иркутскэнерго», из которых следует, что объём производства ежегодно уменьшается, но прибыль при этом увеличивается (см. в НКС № 36 статью «Коммунальные метастазы «Иркутскэнерго»». http://narodcontrol.org/?p=2043).

В ОТВЕТЕ ЗА КОММУНАЛЬЩИКОВ 

Руководитель Консультативного совета при председателе Совета Федерации по инновациям, модернизации и энергоэффективности Александр Подлесов заявил: «Непомерно большие размеры коммунальных платежей превратились в одну из самых острых социальных проблем. В среднем, каждая российская семья тратит на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы от 22 % семейного бюджета до 25 %».

У обывателя во всех жилищно-коммунальных грехах принято обвинять управляющие компании. Прежде всего, это результат специфики обслуживания жилого фонда. Дело в том, что собственники напрямую не вступают во взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями. Оплачивая счета, предъявленные к оплате УК или ТСЖ, владельцы и наниматели, кроме расходов на содержание и ремонт, видят в квитанциях и начисления по теплу, холодной и горячей воде, водоотведению. Отсюда и претензии, связанные с ежегодным увеличением расходов по квартплате. На самом деле доля в платежах, предназначенных УК или ТСЖ, не превышает 30-35 %. Получателями остальной части денег являются ресурсоснабжающие организации, то есть монополии.  В нашем случае это производитель тепловой и электрической энергии ОАО «Иркутскэнерго», а также МУП «Водоканал».

О ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИБЫЛЯХ  ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 Естественные потребности граждан предполагают и естественные расходы. Вряд ли кто-то из жителей многоэтажек может представить себе жизнь без света, воды и тепла в отопительный период. Потребности горожан гарантируют монополиям отличный бизнес. Если воду можно как-то экономить, то с теплом всё гораздо сложнее, особенно в сибирские морозы, когда оно становится условием выживания.

Большинство людей считает, что источником тепла являются батареи в квартире. Возможно, так оно и есть, но только отчасти. Тепло в батареях – результат жилищно-коммунальной политики советской власти. Развивая народное хозяйство, советские инженеры уже с 30 годов прошлого столетия стали строить теплоцентрали, а затем и теплоэнергоцентрали  (ТЭЦ). Это решение позволило не только обеспечивать электроэнергией производства, но «согревать» целые города. Решение было гениальным. Пар на лопатках турбины после выработки электричества не охлаждался в конденсаторах, как в КЭС (конденсаторная электростанция), а через системы теплоснабжения подавался в дома граждан. КПД такой системы составляет 80 %, в отличие от КЭС, в которых КПД всего 30 процентов.

Для чего я это всё рассказываю? Только для того, чтобы вы поняли: тепло для «Иркутскэнерго», в отличие от электроэнергии, продукт вторичный! Это можно сравнить с кожурой от бананов – хочешь выброси, а хочешь продай. И если приватизировавшие самые жирные куски народной собственности акционеры не станут отпускать тепло горожанам (например, из-за долгов), то им только и останется, что, охлаждая пар, сбрасывать уже техническую воду в Ангару. Снижая при этом коэффициент полезного действия системы с 80 до 30 %, прощаясь с миллиардными прибылями и загрязняя окружающую среду.

Думаю, акционеры «Иркутскэнерго» с удовольствием продавали бы тепло в дружественный, а главное – платёжеспособный Китай, но тепло по проводам, как в случае с электроэнергией, не передаётся. И в этом нам с вами просто повезло.

СЕМЬ ШКУР С ПОТРЕБИТЕЛЯ

Россия – страна победившей коммунальной революции. Пришло время, когда тем, что обеспечивает жизнь, можно торговать, оставаясь на свободе. В стране всё больше граждан, для которых горячая вода и тепло становятся роскошью. По заявлению министра регионального развития России Виктора Басаргина, на конец прошлого года население задолжало предприятиям ЖКХ 64,9 млрд рублей.

В своём интервью журналисту «Комсомольской правды» директор ООО «ИГТСК» Тамара Винарская заявляет: «Если взять обыкновенную платёжку, то около 70 % от стоимости всех услуг составляет плата за тепло». Напомню, тепло ТЭЦ – это вторичный продукт, получаемый при выработке электроэнергии, это за него с нас снимают семь шкур.  Нас всё время пытаются убедить, что ежегодные повышения тарифов законны. В начале 2000-х этим занимались РЭКи. Позже Служба по тарифам стала «принимать» любые коммунальные фантазии монополистов, утверждая тарифы. Что за ними кроется, из чего они состоят, кто и как считал тарифы – тайна, охраняемая строже, чем у военных. Известно  одно: с нас с вами взыщут по полной. Результат – монополист сказочно богатеет, народ всё чаще вспоминает советскую власть и жаждет социальной справедливости.

Но Тамара Михайловна не считает всё происходящее несправедливым, а откровения «коммунессы» достойны того, чтобы разобрать их на цитаты: «Нужно понимать, что наши энергетические ресурсы не безграничны. Более того, затраты на энергетику ведут к повышению стоимости товаров и услуг». То, что коммуналка будет дорожать и впредь, понятно. Но кого имеет в виду Тамара Винарская, говоря о «наших энергетических  ресурсах»? Может, себя с Олегом Дерипаской – основным  выгодополучателем в монополии? А может, и свою семью (подробно в НКС № 34 «Коммунальные кущи господ Винарских» http://narodcontrol.org/?p=1663). «Дети коммунальной революции» – господа Винарские – успешно окучивают  коммунальную ниву, пожиная прелести либеральной экономики.

«Словом, тепла и электричества мы тратим много, а платим за него незначительные, по сравнению с другими регионами, суммы. Конечно, и зарплаты у нас растут медленно», – сетует Тамара Михайловна, очевидно имея в виду зарплату директора ИГТСК, не превышающую 100 тыс. рублей. А сравнить есть с чем. Например, месячная зарплата её мужа, директора МУП «Водоканал» Сергея Винарского, составляет 470 тыс. рублей. Чтобы подтвердить либо опровергнуть информацию о баснословном гонораре руководителя муниципального предприятия, мы позвонили в комитет по жилищной политике Иркутска, где нам вежливо отказали, сославшись на коммерческую тайну.

Рассуждая на заданную тему, я припомнил бессмертного классика с его Полиграфом  Полиграфовичем из «Собачьего сердца». Пока мы разглагольствовали о свободах и демократии, «дети коммунальной революции», воспользовавшись советом Шарикова, взяли всё да и поделили. Понятное дело, что между собой.

В ПРИСЛУГАХ У МОНОПОЛИСТА

На выборы в мэры Иркутска Виктор Кондрашов шёл под лозунгами социальной справедливости. Бесчинства управлений ЖКС с его приходом должны были прекратиться, точечные застройки – остановиться, а тарифы на коммунальные ресурсы – снизиться. Последнее при желании  вполне выполнимо. Для этого нужно расторгнуть концессионное соглашение между администрацией Иркутска и ИГТСК. То есть вернуть горожанам всего один метр год от года ржавеющей трубы у каждого жилого дома.

Пройдя через арендованный ИГТСК метр трубы, стоимость тепла с 675,03 руб. за Гкал возрастает до 929,47 руб. Нетрудно посчитать и разницу: она составляет 254,44 руб. за Гкал. Следовательно, если убрать посредника в лице Тамары Винарской между производителем ресурса и потребителями, то можно говорить об уменьшении квартирной платы. Для примера: собственник квартиры  площадью 60 кв. м заплатит меньше рублей на пятьсот.

До выполнения хотя бы части предвыборных обещаний, данных своим избирателям, у Виктора Ивановича дело так и не дошло. Для решения таких задач кроме несгибаемой воли руководителя нужна ещё и слаженная сильная команда. Именно формированием работоспособной команды Виктор Кондрашов и занимался последние три года. До тех пор, пока «команда» окончательно не разбрелась.

Сам Виктор Иванович ничего плохого в том, что госпожа Винарская наживается на посредничестве при перепродаже горожанам тепла, не видит. Тем более что «коммунесса» является членом попечительского совета «Меценаты Сибири», на благотворительных балах которого Виктор Кондрашов с супругой любит отдыхать, устав от ратных городских дел.

Кроме карнавалов и балов мэр преуспел и в желании угодить акционерам «Иркутскэнерго», назначив в мае прошлого года директором городского «Водоканала» бывшего заместителя директора компании «Востсибуголь» (структура «Иркутскэнерго») Сергея Винарского.

В марте уже этого года на должность вице-мэра Иркутска Виктор Кондрашов утвердил Антона Логашова. Это ещё один представитель коммунальной монополии, бывший до этого директором в ООО «Иркутскэнергопроект». Его назначение очень сомнительно с точки зрения пользы для города и горожан. Зато, несомненно, перспективно для решения «шкурных» вопросов монопольщиков «Иркутскэнерго». Среди приоритетных такие задачи, как управление жилым фондом и создание единого расчётно-кассового центра.

Об особенностях управления монопольщиками жилфондом в Усть-Илимске мы уже писали («Коммунальные метастазы «Иркутскэнерго»» http://narodcontrol.org/?p=2043). Считать, что в Иркутске или Ангарске будет по-другому, крайне глупо. Объяснима и цель создания расчётно-кассового центра: это зачистка территории под ещё одну «дочку» – УК «Энергия». А также инструмент расправы над неугодными директорами УК – теми, кто не захотел по-доброму уйти с рынка, и теми, кто обоснованно считает, что собственники потребляют куда меньше тепла и воды, чем это отображено в платёжках коммунальщиков.

ЕДИНСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ –
КОММУНАЛЬНЫЙ БУНТ

Десятки миллионов граждан этой зимой по всей стране возмущались коммунальной политикой властей. Борясь против «жэкэхашных» поборов, тысячи жителей вышли на городские площади. Волна  коммунальных бунтов прокатилась по всей стране от Москвы до Владивостока. Один за другим губернаторы накладывали мораторий на тот или иной вид коммунальных поборов. Не остался в стороне и Владимир Путин: сняв несколько чиновников, он объявил запрет на рост тарифов больше чем в 6 процентов.

Чтобы понять, почему это сработало, нужно попытаться понять и чиновников, и представителей естественных монополий. Подавляющее большинство и тех, и других (за редким исключением) живёт заповедью «Обмани ближнего своего!». В условиях рынка человек человеку – волк! Это самая эффективная формула, гарантирующая максимальную прибыль и успех. И власть, и монополисты-коммунальщики, повышая тарифы и увеличивая нормативы, делают это для извлечения максимальной выгоды. Если обыватель молчит, терпит – значит, можно драть ещё! На кону миллиарды. Не получится – сдадим назад. Прокатит – искупаемся в шампанском!

Ответ на вопрос: «Почему они так поступают с нами?» предельно прост. Потому, что мы позволяем им это делать! Прежде всего, безвольным отношением, голосуя за очередное повышение коммунальных поборов стабильной оплатой из месяца в месяц.

Опыт протестных кампаний в стране, в том числе и прошедшей зимой, даёт основание утверждать, что единственная перспективная форма диалога между бизнесом, чиновниками и обществом – это массовый протест. Бунт коммунальный – осмысленный и беспощадный! Беспощадный, прежде всего, к самим себе, своей безучастности, природной лени и беспечности.

Промедление смерти подобно. Образно, конечно. Но только не для тех, кто ощущает, как жилищно-коммунальная удавка всё больше затягивается на его потребительской шее.

 Евгений Еремеев

МИТИНГ

Против произвола властей, жилищно-коммунальной политики, роста тарифов, завышенных нормативов и бесчинства управляющих компаний.
По вопросам даты и места проведения, а также участия в работе организационного комитета в Иркутске и Ангарске звонить  по телефону: 8 (3952) 660-830.

 

Картина дня

наверх